Толерантность – это искусство жить в мире различий
- информация взята с сайта rosuchebnik.ru
- 12 июл. 2020 г.
- 4 мин. чтения
Все по-разному истолковывают слово «толерантность». Это умение терпеть дискомфорт или активная гражданская позиция? Анна Макарчук, программный директор Федерального научно-методического центра в области психологии и педагогики толерантности, раскрыла истинное значение термина, рассказала об искусстве быть человеком, воздействии на школьный коллектив и роли педагога в воспитательном процессе.
— Какие основные направления работы существуют в Центре сейчас?
— Мы изначально рассматривали толерантность достаточно широко. Толерантность сама по себе является широким и фундаментальным понятием. Всего в Центре 4 основных направления. Классическое и первое — diversity или разнообразие. Это взаимодействие с людьми разных национальностей, возрастов, религий и мировоззрений, отношение к людям с инвалидностью. Второе — гражданская идентичность и гражданский активизм. Сюда входят всевозможные программы по волонтерству, по социальному проектированию. Одна из таких известных программ — «Я — россиянин». Третье направление — это профилактика негативных проявлений среди подростков и молодежи. Здесь как профилактика преступлений, в том числе экстремистского характера, профилактика употребления психоактивных веществ, профилактика насилия и буллинга. Финальное направление обращает нас к вопросам навыков XXI века и личной эффективности. Представлена достаточно обширная линейка продуктов: от программ по эмоциональному интеллекту до коммуникаций, работы в команде, стрессоустойчивости, толерантности к неопределенности. Последнее направление давно витало в воздухе, и в связи с событиями первой половины 2020 года оказалось наиболее востребованным.
— Как педагоги реагируют на термин «толерантность»? Реакция в настоящий момент очень неоднозначная, мы сами сталкивались с крайне широкими интерпретациями.
— Абсолютная правда. И педагоги, и родители очень настороженно относятся к понятию «толерантность». Строго говоря, никто не ждет от термина ничего хорошего, так как предполагается, что толерантность — это про «терпеть», про учить наших детей терпеть то, что им не нравится, находиться в некомфортной ситуации и ничего не предпринимать для ее изменения. Все 8 лет, которые мы работаем, мы боремся с подобной трактовкой. Безусловно, толерантность не имеет ничего общего с терпимостью, — это наша принципиальная позиция. Мы культивируем толерантность как активную гражданскую позицию, мы считаем, что терпение и смирение — явления вредные. Невозможно долго что-то терпеть. Если в среде кто-либо будет причинять вам дискомфорт, толерантным поведением будет найти способы решения этой ситуации. И таких способов на самом деле очень много: начиная от банального «поговорить», потому что часто именно невысказанность приводит к конфликтам.
«Вслед за моим учителем — Александром Григорьевичем Асмоловым — я признаю ненаучное, возможно, определение толерантности, но самое близкое по моему личному пониманию: „толерантность — это искусство жить в мире различий“».
— Как можно интегрировать описанную вами выше толерантность и ее изучение в образовательный процесс?
— Толерантности невозможно научить, давая правильные ответы. Только задавая верные вопросы, чтобы человек пережил свой собственный опыт, проанализировал его и сделал выводы, которые станут частью его мировоззрения. Активная позиция ученика в этом случае означает его роль со-создателя знания. Таковы все программы Центра толерантности, мы создаем пространство для получения опыта. Это кажется нам не морализаторским, честным и эффективным.
— А как подвести самого педагога к теме? Как вы работаете со старшим поколением?
Педагоги — это наш ключевой стратегический партнер. Мы понимаем, насколько важна фигура учителя в жизни каждого человека. В Центре толерантности мы инвестируем очень много усилий в помощь педагогам, в их воспитательную работу, чтобы они смогли создать пространство, где возникает нужный вопрос и ответ. Мы реализуем программы повышения квалификации для педагогов, часть из них в онлайн-формате можно совершенно бесплатно пройти у нас на портале. В наших программах очень мало теории и очень много практики. Мы стараемся научить педагогов использовать гуманистические и образовательные технологии, которые разработаны в Центре. В конце обучения педагоги получают весь пакет методических материалов «под ключ». Дело в том, что педагоги могут очень многое сами, наша задача — помогать и поддерживать.
— В Центре давно существует антибуллинговый проект «Каждый важен». «Просвещение» также активно двигается в направлении этой, бесспорно, важной темы. В чем уникальность вашей программы?
— Уже в названии программы заложена основная идеология. Программа обращена сразу ко всем субъектам образования: к педагогу, ребенку и родителю. Мы стараемся сформировать в классе систему ценностей, которая была бы нетерпима к проявлениям травли и насилия, и помочь детям сформировать навыки, которые помогают эти ценности поддерживать. Например, эмпатию, ответственность, неравнодушие, умение помочь и поддержать, принятие разнообразия, принятие и важность договоренностей. Для школьников программа представляет собой цикл из 7 занятий и проектную мастерскую, которые можно посетить у нас в Центре. Но для класса, тем не менее, мы сторонний и внешний элемент, так что необходимо делать ставку на педагога, как на ключевого агента изменений.
«Мы провели небольшой опрос для педагогов. В частности, спросили, что сейчас мешает эффективно заниматься профилактикой травли. Они не сказали „нам за это не платят“ или „не хватает времени“. Педагогам мешает отсутствие технологий и знаний. Нас действительно никто не учил заниматься проблемой толерантности. Так что для педагогов программа „Каждый важен“ — это, в первую очередь, программа повышения квалификации. Все материалы для профилактической работы в классах передаются „под ключ“».
Программа «Каждый важен» для родителей — это модули для родительских собраний и информационные материалы. Несколько опосредованное воздействие через педагога в формате интерактивных вставок для таких вот встреч. Без родителей, конечно же, сложно, реализовать любое воздействие на ребенка и среду.
— Современные дети, все же, отличаются от нас. Простая презентация или разговор с малой вероятностью могут мотивировать школьника. Какие технологии стоит использовать в работе?
— Строго говоря, даже предыдущее поколение засыпало на лекциях, так что это не самый эффективный образовательный формат. Сейчас вовлекающие, геймифицированные технологии, в том числе с использованием интернет-средств, помогают «включить ребенка».
«Дефицита информации, мягко говоря, сейчас никто не испытывает. Мы переживаем дефицит мотивации. Сейчас требуется сформировать поисковый запрос, сформировать мотивацию в психике ребенка, которая поможет ему найти необходимые знания. Если ребенку что-то действительно важно, он прочтет и огромный лонгрид, никакое «клиповое мышление» не помешает».
Ребенок должен стать творцом своего знания, мы ровным счетом не можем запихать ему в голову ничего. Иначе никак: только сделать ребенка партнером по своему обучению.Источник: